воскресенье, 29 марта 2009 г.

АНТОНИО НЕГРИ: ЗАПЛЕВАННЫЙ ПОРТРЕТ (с.17-20)

Антонио Негри родился 1 августа 1933 г. в Падуе, культурной столице региона Венето, славящегося лавочками и ханжеством. Ревностно верующий, юный Тони Негри начал деятельность в религиозной молодежной организации "Католическое действие". 1950-е годы в Италии стали временем экономического подъема страны - чудесного капиталистического феномена, который навсегда остался на глазах и в сердце Негри. Оставив господа бога ради Маркса, он стал вращаться в среде "новых левых". В 1960-х гг. Негри активно участвовал в разработке "операизма", будучи редактором сперва "Куадерни росси" ("Красных листков"), а затем "Классе операйа" ("Рабочий класс"). Что такое операизм? Это идеология, согласно которой предприятие является центром всей классовой борьбы, а рабочие - единственными мастерами революции, поскольку своей борьбой они могут заставить капитал развиваться в духе освобождения. Объектами операистов были партии и профсоюзы, но последние подвергались критике и даже порицанию за неспособность эффективно делать то, в чем, как предполагалось, состоит их долг. Что касается любых форм борьбы за пределами предприятия, то они осуждались или игнорировались. Нечего и говорить о том, что никто из интеллектуалов, давших жизнь операизму и в большинстве своем пришедших из социалистической или коммунистической партий, никогда не проработал на предприятии ни единого дня. Негри, например, предпочитал преподавать "учение о государстве" в университете Падуи и оставил сомнительное удовольствие конвейера пролетариям. Что до операистской стратегии, то, помимо экстремистских фраз, она состояла в том, чтобы "передать в движение позитивный механизм капиталистического развития", внутри которого "заставить заиграть богатство самой тяжкой рабочей власти" с помощью "революционного использования реформизма". В 1969 г. Негри был одним из основателей "Потере операйо" ("Рабочей власти"), организации, которая к привычной апологии существующего ("вся история капитала, вся история капиталистического общества есть на самом деле история рабочих") добавила провозглашение стремления гегемонии над всем остальным движением. Последнее проявлялось в осуждении "стихийности" во имя наиболее эффективной централизации борьбы ("обеспечить на деле гегемонию рабочей борьбы над студенческой и пролетарской борьбой..., чтобы планировать массовые рабочие выступления, вести их и руководить ими"). В 1973 г. "Рабочая власть" самораспустилась, так и не сумев кого бы то ни было централизовать и кем бы то ни было руководить. Из ее пепла родился политический блок под названием "Аутономиа операйя" ("Рабочая автономия"), также неотступно преследуемый ленинстскими фантазиями о завоевании власти. На дворе стояло начало 1970-х гг., и все революционное движение начало задаваться вопросом о насилии. В своих книгах Негри восторженно воспевал фигуру "рабочего-преступника", оправдывали использование саботажа и вооруженной борьбы, но всегда в рамках марксистско-ленинского представления о социальном конфликте. У Негри всегда присутствовало безусловное приятие капитализма и его оправдание, потому что, как он сам писал в 1977 г., "коммунизм навязывается прежде всего капиталом как условие производства. Только построение капитализма может дать нам действительно революционные условия". Такое отождествление могло, в зависимости от речи, доходить до самых крайних выводов: "наиболее прогрессивная форма капитализма, фабричная, признается внутри самой рабочей организации". Но хотя его теоретическая продукция была весьма обильной, нельзя сказать, что ей соответствовало столь же сильное практическое влияние. Тысячи революционеров, которые участвовали в вооруженной атаке против государства, достигшей кульминации в 1977-1978 гг., не знали, что им делать с философскими диссертациями падуанского профессора.

Однако же один человек принял его всерьез. Это был судья его города, Гуидо Калоджеро, который решил, что Негри является настоящим главой "Красных бригад". Гипотеза была явно абсурдной, но прекрасно служила требованиям государства: выдвинуть на первый план часть движения, наиболее заметную, чтобы замолчать существование движения в целом. В области действий это было уже проделано с "Красными бригадами": вокруг них был поднят крик в СМИ, чтобы скрыть тысячи мелких акций нападения в те годы. Почему бы в области идей не повторить ту же операцию, используя звучное имя падуанского профессора? Более того, почему бы не соединить оба эти аспекта? Так 7 апреля 1979 г. началась судебная одиссея Тони Негри - в момент, когда он был арестован вместе с десятками других активистов в ходе арестов в среде "Рабочей автономии". Обвинение гласило: участие в подрывной ассоциации и вооруженной группе. В течение последующих месяцев против Негри были выдвинуты новые обвинения, вплоть до участия в вооруженном заговоре против государственной власти, похищении и убийстве христианско-демократического лидера Альдо Моро и 17 других убийствах (в последующие годы эти обвинения были сняты). В этот период, когда "признания" раскаявшихся и специальные законы, принятые по инициативе министра внутренних дел Коссиги, заполнили итальянские тюрьмы тысячами активистов, разгорелись крупные социальные конфликты. В декабре 1980 г. вспыхнул бунт в тюрьме Трани, где был заключен Негри. Ставший жертвой созданной ему СМИ репутации "профессора зла", Негри был обвинен в том, что он явился одним из подстрекателей (через 5 лет после процесса он был оправдан). В действительности Негри, продолжавший писать свои книги, был куда больше заинтересован в укреплении государства, чем в его подрыве. В своих работах он начал формулировать ложную идею "диссоциации" (разъединения). Утратив всякое достоинство и привыкнув к самому худшему оппортунизму, он советовал государству даровать юридические послабления тем политическим заключенным, которые публично откажутся от использования насилия и объявят об объективном окончании войны против государства. Не стоит и говорить о том, что в конфликтах с теми заключенными, которые не отреклись от своего выбора, государство получало оправдание для использования железного кулака. Идея Негри стала распространяться в тюрьмах: далекий призрак свободы, полученной ценой отречения, нашел своих нищих. В 1982 г. был распространен документ, подписанный 51 политическим заключенным; в нем объявлялось об окончании эпохи вооруженной борьбы против государства. Он стал первым из длинного ряда. В феврале 1983 г. начался суд над Негри и другими обвиняемыми, арестованными 7 апреля 1979 г. Стремясь извлечь выгоды из шума вокруг процесса, Радикальная партия, представлявшая "честных демократов" - буржуа, певцов ненасилия и пацифизма, предложила Негри стать кандидатом в ее списках на грядущих выборах. Будучи избранным, он получил бы свободу, благодаря парламентской неприкосновенности. Однако радикалы настаивали на том, что если парламент лишит его неприкосновенности, Негри останется в Италии и будет продолжать бороться за свое освобождение из тюрьмы. Негри согласился выдвинуть свою кандидатуру и пообещал радикалам, что ни в коем случае не бежит за границу. Избранный в Палату депутатов 26 июня 1983 г., Негри вышел из тюрьмы 9 июля. Его освобождение вызвало бурную реакцию со стороны консервативных политических сил, которые все лето работали над тем, чтобы назначить на 20 сентября голосование о лишении Тони Негри парламентской неприкосновенности. Но накануне голосования, 19 сентября Тони Негри бежал во Францию. На следующий день парламент лишил его неприкосновенности 300 голосами против 293. 26 сентября процесс по делу "7 апреля" завершился заочным осуждением Негри.

Нельзя сказать, что Тони Негри страдал во Франции от тягот эмигрантской жизни. Профессор университета с мировой репутацией, он был в ноябре 1983 г. назначен зарубежным членом совета Международного философского коллежа. С 1984 по 1997 гг., в то время как в Италии государство приняло его предложение и ввело в действие закон, разрешавший "разделение", Негри преподавал в университете Париж-VIII и в Высшей нормальной школе на улице Ульм. Кроме того, он предпринял социологические изыскания, оплаченные рядом министерств и другими французскими государственными учреждениями. В этот период Негри выпустил множество книг и обнаружил свою близость к французским пост-структуралистским интеллектуалам, с которыми разделял, к примеру, отрицание автономии личности. Из его действий в эти годы упомянем присоединение к просьбе об амнистии, которая провозглашала окончание вооруженной борьбы 1970-х гг., его симпатию к новой партии "Лиги" (расисиской партии, защищающей интересы мелких и средних предпринимателей, не случайно зародившейся в Венето), публичное примирение с бывшим министром внутренних дел Коссигой, который нес главную ответственность за подавление движения в конце 1970-х гг.

1 июля 1997 г. Негри добровольно возвратился в Италию и был помещен в римскую тюрьму Ребиббиа, где должен был отсидеть остаток своего срока (существенно сокращенного благодаря двум всеобщим амнистиям в 1986 и 1988 гг.). В июле 1998 г. Негри получил право работать за границей в кооперативе добровольцев, связанным с католической благотворительной организацией "Каритас", а затем в августе 1999 г. пущен на "полу-свободу" (покидал тюрьму по утрам и возвращался в нее на ночь). В 2000 г. Негри выступил на авансцену, выпустив книгу "Империя", которая была написана в сотрудничестве с Майклом Хардтом и имела огромный успех. В Италии, где его имя вызывает резкие воспоминания и где по этой причине он остается жертвой остракизма со стороны издательской индустрии, покорной самой консервативной политической власти, его книга появилась только в 2002 г. Сегодня Тони Негри - теоретический источник движения "Дизоббедиенти" ("Неповинующихся"), бывших "Туте-бианке", чей язык, иногда крайний, однако же не мешает им полноправно вращаться в кругах официальных левых.

(Источник: Barbarians. The disordered insurgence. Los Angeles. Ed. Venomous Butterfly Publications, 2003. P.4-8. Контакт: P.O. Box 31098 — Los Angeles — CA 90 031 — USA)

2 комментария:

  1. в сети есть портреты Тони Негри,надо распечатать для ближайших съемок,кстати если у нас Чипполино играет Даша,это могло бы быть зашифрованным именем-Тони или Тоня...забавный вариант имени для Самоделкина-Феликс

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.